Негативная ситуация, связанная с прекращением ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» поставок газа

В настоящее время на территории Краснодарского края складывается негативная ситуация, связанная с прекращением ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» поставок газа предприятиям малого, среднего и крупного бизнеса Кубани, в том числе реализующим инвестиционные проекты, в связи с выявленными нарушениями в работе узлов учета газа, установленных на объектах.

«Газпром межрегионгаз Краснодар»

Так, поставщиком газа с 2018 года избрана недобросовестная модель поведения. Работники метрологической службы ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» выходят на проверку установленных и действующих узлов учета газа на предприятие (крупные заводы, фирмы, санатории), где установлено газовое оборудование с большим объемом потребления газа, составляют акт, в котором фиксируют метрологические нарушения в работе узла учета газа, в течение короткого промежутка времени потребителю выставляется счет за газ, который составляет многомиллионные суммы.

В результате юридическое лицо получает необоснованный (неподтвержденный) долг, за который поставщик прекращает поставку газа. У потребителя возникает остановка оборудования, прекращение производства.

Как показала сложившаяся практика, юридическое лицо, попадая в такую ситуацию, принимает решение об оплате долга для быстрого возобновления поставки газа.

В данной ситуации поставщик газа «блокирует», «связывает руки» юридическому лицу, лишая права на урегулирование спора в рамках действующего гражданского законодательства на защиту своих прав. Так как поставка газа — это один из основных ресурсов для работы производства.

Указанная ситуация привела к ухудшению и дестабилизации в работе предприятий на территории Краснодарского края.

Поведение поставщика газа и возникший негативный резонанс хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, взяты на контроль антимонопольного органа в лице Краснодарского УФАС России.

В феврале 2018 года в адрес Краснодарского УФАС России поступило заявление ООО «СХФ Верлиока», осуществляющего выращивание плодово-овощных культур, на действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», выразившиеся в необоснованном составлении акта проверки узла учета газа и прекращении поставки газа, ввиду расчета за поставленный газ по мощности работающего газоиспользующего оборудования, установленного на объекте. В связи с чем по состоянию на конец января 2018 года у ООО «СХФ «Верлиока» сформировалась задолженность в сумме 13 478 396,89 руб.

15.02.2018, в 10:30, произведено полное прекращение поставки газа на объект. До настоящего времени поставка газа на объект не возобновлена.

Краснодарским УФАС России в соответствии с возложенными полномочиями приняты меры согласно действующему антимонопольному законодательству по пресечению вышеуказанных незаконных действий ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар».

13.06.2018 антимонопольным органов вынесено решение, которым в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в ущемлении интересов ООО «СХФ «Верлиока» путем необоснованного прекращения 15.02.2018 поставки газа на объект — в котельную теплиц, расположенную по адресу: г. Сочи, п. Якорная Щель, ул. Череповецкая, в нарушение требований Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 №1245.

Деньги и знания

Арбитражными судами двух инстанций подтверждена законность действий Краснодарского УФАС России по пресечению действий поставщика газа (дело А32-31431/2018).

При рассмотрении дела управлением также привлечено ФБУ «Краснодарский ЦСМ», являющееся специализированной организацией в области метрологии.

Так, о неправомерности действий поставщика газа сделаны следующие выводы: в соответствии с пунктом 21 Правил поставки газа поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации. При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности — по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором. Монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства средств измерений (пункт 24 Правил поставки газа).

Согласно статье 5 Федерального закона от 26.06.2008 №102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений» измерения, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства средств измерений, должны выполняться по аттестованным методикам (методам) измерений. Как следует из пункта 2.9 Правил учета газа, измерения объема газа выполняются по аттестованным в установленном порядке методикам (методам) измерения. С 01.01.2016 введен в действие ГОСТ Р 8.899-2015, который устанавливает требования по проведению и оформлению результатов аттестации методики измерений, регламентированной в ГОСТ 8.586.5-2005 и реализованной с применением измерительных комплексов, на базе стандартных сужающих устройств по ГОСТ 8.586.5-2005.

Сужающее устройство

Правом признавать средство измерения пригодным либо непригодным для применения в целях учета обладает Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы.

Односторонние выводы ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» о неисправностях узлов учета газа являются неправомерными.

Судебной коллегией указано, что управлением сделан обоснованный вывод о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», злоупотребив своим доминирующим положением, необоснованно прекратило поставку газа на объект 15.02.2018, без учета длительного срока действия ГОСТ Р 8.899-2015 и неприменения к ООО СХФ «Верлиока» с момента начала его действия, а также непринятия к сведению действий ООО СХФ «Верлиока» по урегулированию взаимоотношений с ФБУ «Краснодарский ЦСМ» с начала 2017 года по проведению аттестации методики измерений установленного ИК на объекте.

После принятия судом кассационной инстанции итогового судебного акта планируется рассмотрение значительного количества дел в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и привлечение к административной ответственности как юридического, так и должностных лиц, виновных в нарушении антимонопольного законодательства, с применением оборотного штрафа в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

59 минут|Белореченск, 17.05.2019